ИТ - стратегия

       

Федеративная или централизованно-децентрализованная модель архитектуры


Одной из центральных характерных принципов реализации архитектуры электронного правительства является федеративная или централизованно-децентрализованная модель.

Это означает децентрализованную реализацию архитектуры различными государственными министерствами, агентствами и ведомствами при централизованной разработке методик описания, анализа и оптимизации архитектуры и при централизованном создании базовых технологических компонент и систем, обеспечивающих общие, повторяющиеся для большинства ведомств функции.

Различные государственные ведомства будут продолжать отвечать за реализацию своих функций и работу с соответствующими данными. То есть, непосредственно ведомства остаются "владельцами" процессов и будут ответственными за реализацию своих собственных информационных систем и за актуальность и точность информации.

Интеграция и повторное использование технологий и решений будет достигаться через идентификацию и реализацию общих принципов проектирования и создание ограниченного набора общих для большого количества ведомств базовых технологических компонент, использование которых уменьшит дублирование в создании систем и обеспечит их многократное использование.

Как справедливо отмечено в [9.10], два фактора являются обязательными для успеха федеративного принципа реализации архитектуры, который, с нашей точки зрения, является единственно возможным для крупных государственных структур управления:

  • развитая модель управления архитектурным процессом, способная обеспечить не столько механизмы жесткого навязывания решений, сколько механизмы координации архитектур отдельных организационных структур и ведомств;
  • централизованные механизмы финансирования инфраструктурных проектов, которые требуются для реализации общих компонент федеративной архитектуры.

При этом ключевой вопрос для людей, отвечающих за разработку архитектуры, состоит в том, насколько "толстым" должен быть слой общих сервисов. Ответ на этот вопрос требует четкого понимания всего многообразия функций и бизнес-процессов различных организационных структур и ведомств, а также потребностей в обмене информацией.

С технической точки зрения, уже сегодня, например, российские федеральные ведомства имеют достаточную технологическую основу и ИТ-инфраструктуру для реализации своих функций в электронной форме (сети, компьютеры и т.д.). Необходимо лишь более четко определиться по прикладным системам поддержки административных процессов и услуг. При этом потребуется два типа таких систем на федеральном уровне:

  • системы, обеспечивающие общие сервисы (базовые компоненты) (например, общий сервер электронных форм документов, общие сервисы безопасности, каталоги с информацией о государственных служащих, платформа для оплаты государственных услуг и т.д.);
  • прикладные системы, специфические для реализации конкретных функций и услуг.

Прикладные системы большей частью состоят из компонент, настроенных под реализацию конкретного процесса и услуги и, таким образом, должны, как правило, быть реализованы на уровне отдельного ведомства. В противоположность этому общие сервисы (базовые компоненты) могут быть использованы аналогичными или похожими способами для реализации большого количества процессов и услуг. Они покрывают специфическую функциональность в общей форме и поэтому обеспечивают широкую область реализации своих полезных свойств.

Для достижения интеграции систем различных ведомств на федеральном уровне и на различных уровнях государственного управления, систем предоставления государственных услуг в условиях, когда за реализацию государственных услуг отвечают соответствующие отдельные ведомства, средством координации могут быть только:

  • хорошо определенная архитектура;
  • общие методики;
  • общие форматы и схемы данных.



Содержание раздела