ИТ - стратегия

       

Особенности архитектуры государственных функций (бизнес-архитектуры)


Эта та область, в которой должны быть описаны государственные функции, административные регламенты и услуги, предоставляемые государством. При этом услуги должны быть описаны в форме моделей технических процессов, обеспечивающих реализацию услуги. Это означает, что должны быть рассмотрены все шаги, этапы процессов от начала до конца, например, от момента заполнения заявки на получение услуги до непосредственного ее получения.

Важным моментом в связи с этим является определение термина "государственная услуга". Оговоримся сразу, что наша трактовка понятия будет наверняка в деталях отличаться от юридически выверенных постулатов и ориентирована на область использования информационных технологий. Как адекватная в контексте электронного правительства, формулируется следующая трактовка: услуга – это законченное выполнение некоторого процесса в интересах пользователя. Таким образом, понятие "услуга" относится ко всем контактам между гражданами и бизнесом, с одной стороны, и государством, с другой. Это включает процессы, связанные с реализацией прав и обязанностей, которые есть у граждан и хозяйствующих субъектов, таких, например, как заявление на получение пособия или выдача государством лицензии на определенный вид деятельности.

Успешная реализация принципов электронного правительства требует проведения работ по реструктуризации выполнения функций органами государственной власти и управления на уровне процессов и административных регламентов.

В России это нашло отражение в виде работ по анализу и инвентаризации государственных функций, обсуждению федерального закона об административных регламентах, федерального закона о стандартах государственных услуг, а также внимания к вопросам электронных административных регламентов, что подразумевает использование ИКТ для реализации государственных функций, процессов и услуг.

Тенденция использования функционального взгляда на описание деятельности государства является достаточно новой, по крайней мере, для России. Тем не менее, в этом направлении многое сделано в рамках методологий описания архитектуры электронного правительства в таких странах, как США, Германия, Великобритания.

Более детальный анализ процессов предоставления государственных услуг позволяет выявить следующее:

  • Большое количество аналогичных или очень близких по формам реализации услуг, предоставляемых различными ведомствами. Например, в Германии почти 3/4 всех услуг федерального правительства (73%) принадлежат к услугам трех типов: "Сбор, обработка и предоставление общей и специализированной информации", "Общие процедуры обработки заявлений, поступающих в государственные ведомства", "Процедуры оказания содействия и помощи";
  • Выполнение шагов предоставления различных услуг основано на использовании одних и тех же технологий или функциональных модулей, которые многократно могут использоваться разными ведомствами.

Все это создает предпосылки для существенной экономии и достижения синергетического и интеграционного эффекта при реализации проектов электронного правительства за счет внимания к так называемым общим сервисам, таким как общая платформа для электронных платежей, сервер государственных электронных форм документов или сервисы безопасности. В архитектуре электронного правительства Германии эти общие сервисы получили название базовых компонент (модулей) и сервисов типа "один на всех".



Содержание раздела